Социально — Психологическая Служба (Общая Информация)

Социально-психологическая служба школы (СПС)

Состав  социально-психологической службы:

Зам. директора по ВР – Щеголева Евгения Юрьевна
Социальный педагог – Кириллова Александра Александровна
Педагог-психолог – Горлова Галина Ивановна
Старшая вожатая – Пескова Яна Александровна
Логопед – Паринова Оксана Юрьевна
Режим работы: Понедельник-Пятница

Уважаемые родители, по всем вопросам вы можете обратиться к нашим специалистам на электронный адрес:

soc.psiho.sluzhba.shkola9@yandex.ru

Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности в школе. Деятельность социально-психологической службы школы ориентирована как на обучающихся и их родителей (законных представителей), так и на административных и педагогических работников. Основной целью социально-психологической службы является обеспечение развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающее психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное личностное и творческое развитие на всех возрастных этапах.

Зачем нужна школе социально-психологическая служба?

Вы, скорее всего, согласитесь, что в жизни есть множество ситуаций, в которых нам, взрослым, трудно разобраться. И не всегда мы можем сразу принять решение, нам нужно его взвесить, продумать, проанализировать, прочувствовать и знать к чему это приведет. А когда дело касается выбора, то для нас это бывает трудно! Тогда представьте, каково детям? В детской психологии выделяют так называемые «возрастные кризисы», когда даже «беспроблемные» дети начинают вести себя «по-другому». И эти изменения поведения сильно меняют жизнь семьи и доставляют много неудобства родителям. Поверьте, ребенку тоже сложно переживать эти периоды — его тело, мышление и взгляды на жизнь меняются, а почему и как это происходит, он понять не может! В большинстве случаев ребенок просто перерастет кризисные моменты, и в доме восстановится мир и спокойствие. Но если есть проблемы, то кризис сделает их ярче и интенсивнее, «нежелательное» поведение может закрепиться и стать чертой характера, а испорченные отношения со взрослыми будет сложно восстановить. Хорошо, если рядом найдется человек, родитель или друг, который поймёт, поддержит и подскажет, а если нет…

С какими ситуациями можно столкнуться?

• Около 3 лет — в этот момент малыш впервые по – настоящему отделяется от мамы, чувствует себя личностью и начинает пробовать, на сколько далеко он может зайти в своей самостоятельности. Родителям может показаться, что ребенок «испытывает их терпение» или даже «издевается». Это не так, ребенок растет и это часть взросления, проверяя границу дозволенного, он проверяет свои способности, с возрастом расширяя возможности «можно» и «могу», сверяя их с условиями реализации, например, дома сидеть на полу можно, на улице нельзя, а бегать дома нельзя, а на улице можно. В это время многие дети от домашнего воспитания переходят к посещению детсада. Это тоже оказывает влияние на поведение малыша – ему нужно адаптироваться к новым условиям жизни. С этого момента, и ещё долгое время ребёнок будет проверять свои границы и постепенно расширять их, пока не станет полностью самостоятельной личностью. Теперь задача родителей – правильно выстраивать границы, давать малышу постепенно и безопасно отделяться, создавать надёжный тыл и поддерживать его.

• 7-8 лет – первые школьные годы, когда резко меняется режим жизни и уровень требований к детям. Впервые появляется понятие «оценка», от младших школьников требуют выполнения обязанностей. Многим детям в этот период важно быть в коллективе, не быть отвергнутым, «быть таким, как все, но немного лучше». Взор ребенка направлен на обучение, как способ реализации себя, условия для
обучения и поддержка родителей в этом им необходима.
• 11-15 лет – подростковый возраст, когда ребёнку хочется больше самостоятельности, ему важно чтобы отношение взрослых к нему менялось, и родители воспринимали его «на равных». В это время происходит половое созревание и меняется гормональный фон организма. Меняются и ценности ребенка, все больше его интересуют дружба и отношения, этот этап крайне важен для становления личности и ребенку сложно балансировать между обучающей программой, основа которой приходится на этот возраст, и собственными чувствами, эмоциями, так как из-за гормонов ребенку сложно обрести простое спокойствие.
• 15-17 лет – начало юношеских лет, осознание себя взрослым. Часто в это время происходит отказ признавать авторитет родителей, желание делать всё «не так как сказали». Принимать собственные решения. В такие моменты и может понадобиться социально-психологическая служба.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, эмоциональными проблемами, детско-родительскими отношениями, эмоциональными проблемами, проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог осуществляет деятельность, направленную на защиту прав детей, в школе и по месту жительства, педагог взаимодействует с опекунами, родителями, учителями, при необходимости со службами социальной защиты. Изучает особенности
обучающихся, их микросреды и условия жизни. Оказывает содействие в период адаптации, социального и психологического становления личности. Работает с детьми, склонными и проявляющими девиантное поведение. Способствует установлению и пропаганде здорового образа жизни, и нравственно здоровых, гуманных отношений.

Вожатая помогает детям развиваться и адаптироваться в новом коллективе, пробуждать интересы к различной творческой деятельности, помогает освоить новые формы воспитательной работы в соответствии с различными видами деятельности — познавательной, художественной, трудовой, общественной, спортивно — оздоровительной. Знакомит с различными видами игровой деятельности — познавательной, художественной, трудовой, общественной.

Логопед помогает детям сформировать речевую системы в целом, а именно: развитие связной речи, накопление и совершенствование словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, коррекция произношения.

Основные направления деятельности СПС

Диагностическое направление (индивидуальная, групповая; комплексная диагностика):
• Исследование социально- психологического климата образовательного учреждения
• Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии,  социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;
Консультативное направление (индивидуальное и групповое консультирование):
• оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
• индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов.
Коррекционное направление:
• разработка коррекционных программ и занятий для обучающихся имеющих трудности в адаптации, обучении, поведении;
• организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди детей, родителей, педагогического коллектива.
Профилактическое направление:
• Организация профилактической работы с участниками образовательного процесса по вопросам толерантности, повышение правовой компетенции и ответственности;
• Выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения. Организация деятельности совета по профилактике правонарушений и безнадзорности в ОУ;

• Разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
• Пропаганда здорового образа жизни.

Просветительское направление:
• знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
• проводить лекции, беседы, семинары по актуальным психологическим темам;
• подбирать интересующую литературу и методический материал для детей,родителей и педагогов.
Организационно-методическое направление:
• проведение организационно – методической и научно — методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения);
• разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований) ;
• участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации.
Логопедическое направление:
• Развитие фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и речевого дыхания.